Семья и ее ценности

Семья и ее ценности
12.11.2015, 10:10

Семейное воспитание детей в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей, поступивших в реабилитационный центр в основном из неблагополучных семей, существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанников в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию. В Андроповском реабилитационном центре для несовершеннолетних проходят реабилитацию дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально – опасном положении и дети, оставшиеся без попечения родителей, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди. Поэтому важно создавать такие условия, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. В программе определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в реабилитационном центре, разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. По мере апробации и в связи с изменениями возрастного состава группы возможны изменения в тематическом планировании. Программа осваивается в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками. Это позволяет вновь прибывшим детям легко включиться в групповую работу. А пройденный материал донести до воспитанников в индивидуальной форме. Таким образом реабилитацию по данной программе пройдут 100% несовершеннолетних. В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы: 1. Специально организованные занятия: • Беседы; • Рассказы воспитателя; • Работа с пословицами о семье, семейных отношениях; • Практические занятия; • Составление рукописной семейной газеты; • Сочинение детей на заданную тему; • Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.); • Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими); 2. Праздники (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов, час вопросов и ответов т.д.); 3. Анкеты, тесты. III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ (12 – 17 лет) Основные цели программы: 1. Формирование у детей отношения к семье как высшей человеческой ценности. 2. Подготовка молодых людей к полноценной семейной жизни. Практические задачи программы: 1. Помочь каждому ребенку, подростку, девушке в познании культуры семейных отношений. 2. Формирование правильных представлений о внутрисемейных взаимоотношениях. 3. Оказание помощи в осознании девочками роли матери и жены. 4. Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни. 5. Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия. 6. Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды. III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ (3 – 11 лет) Цель программы: 1.Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи. Практические задачи программы: 1. Создание условий для осознания детьми ценностей семьи и развития позитивного отношения к семье; 2. Помочь каждому ребенку, подростку в познании культуры семейных отношений; 3. Формирование у детей внутренней потребности в здоровом образе жизни; 4. Укрепление психофизического здоровья. IV. ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми. Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические. Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности. Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества. VI. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1. Рост уровня общей социализированности воспитанников. 2. Развитие гуманных коллективистских отношений в группах — «семьях». 3. Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы — «семьи». 4. Знание воспитанниками культуры российской семьи. 5. Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни. 6. Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности. 7. Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями. Программа воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе: «Семья и ее ценности» Несовершеннолетние дошкольного и младшего школьного возраста 3-11лет Задачи Темы и рассматриваемые вопросы Кол -во часов Блок 1 «Семья и её функции» Расширять знания, Формировать Представления О семье, её Функциях и Значении в Жизни каждого человека. Темы занятий: Тема: 1Анкета «Семья глазами ребенка». Практическое занятие 1: «Рисунок семьи» Практическое занятие 2: Игра «Дом счастья». Тема: 2. «Состав семьи. Родственные отношения». Практическое занятие 3: «Ласковое слово родным вам людям». Практическое занятие 4: Психологическая игра: «Дружная семья». Тема: 3.Радость семейных праздников» Тема: 4. «Права и обязанности каждого члена в семье». Тема: 5. «Моя мама лучше всех». Практическое занятие 5: Работа с пословицами: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «При солнышке тепло, при матери добро» Практическое занятие 6 :Разговор за круглым столом «Зачем человеку мама?» Всего11часов (Теоретических -5 часа, практических – 6 часов) Блок 2 «Духовно — нравственные основы семьи» Дать теоретические и практически представления о духовных и нравственных ценностях семьи Темы занятий: Тема 1.Доброта. Тема 2. Тайное становится явным. Тема 3. Уважение, взаимопомощь. Тема 4.Учимся дружить. Тема 5. Правила доверия. Тема 6. Чтение и обсуждение рассказа Л. Воронкова «Солнечный денек». Тема 7. Вежливость. Тема 8.Как воспитывать трудолюбие?» Тема 9.Бережливость лучше богатства. Тема 10.Праздник «Час вопросов и ответов». Практические занятия: посещение церкви, встречи с отцом Сергием. всего 12 часов (теоретических-10, практических -2 часов) Блок 3:курс « «Сделай себя сам» Дать теоретические и практически представления о духовны и нравственных ценностях семьи Тема 1. «Сам себе воспитатель» Тема 2. «Снова смотрится в зеркало» Тема 3. «Обаяние и аккуратность». Тема 4. «Ваше здоровье в ваших руках» Тема 5. «Следи за здоровьем и физическим развитием» — Практическое занятие: инсенирование сказки «Колобок»» Тема 6. «Улыбка. В чем ее секрет?» Тема 7. «Речь – зеркало души человека». Тема 8. «Я» и «Мы». Ваше поручение. Тема 9. «Природа и вы» Тема 10. «Ваш досуг» Тема 11. «Скажите себе: нет!» Тема 12. Итоговое занятие Курс «Сделай себя сам» — 13 часов (теоретических-12 часов, практических -1 час Всего 35 занятий (9 практических, 26теоретических) Программа воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе: «Семья и ее ценности» Несовершеннолетние среднего и старшего школьного возраста 12-17 лет Задачи Темы и рассматриваемые вопросы Кол -во часов Блок 1 «Семья и её функции» Расширять знания, формировать представления о семье, её функциях и значении в жизни каждого человека. Темы занятий: Тема: 1 «Понятие семьи, её функции». Практическое занятие 1: Анкетирование: «Мое представление о семье». Практическое занятие 2: Составление рукописной семейной газеты. Тема: 2. «Семья и семейные ценности». Тема: 3. «Распределение обязанностей в семье». Тема:4. «Слагаемые счастливой семьи». Практическое занятие 3: Игра «Дом счастья». Тема: 5. «Состав семьи. Родственные отношения». Практическое занятие 4: «Ласковое слово родным вам людям». Тема: 6.Девичник «О девичьей чести». Практическое занятие 5: Сочинение «Моя будущая семья». Тема: 7. «Вся семья вместе, так и душа на месте» (традиции нашей семьи). Тема: 8.Тест «Какими вы будете родителями?». Тема: 9. «Семейные нравственные нормы» (заповеди). Тема: 10. «Этикет взаимоотношений в семье». Практическое занятие 6: Работа с пословицами: «Добрая жена дом сбережет, худая рукавом растрясет», «Век живи – век учись». Тема: 11. «Здоровье семьи». Тема:12. «Семейные традиции». Тема: 13. «Радость семейных праздников». Тема: 14. «Права и обязанности каждого члена в семье». Тема: 15. Капустник для воспитателей «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами (Ода маме)». Тема: 16. «Неполная семья». Тема:17. «Основные проблемы семейных отношений». Тема: 18. «Слагаемые семейного счастья». Практическое занятие 7: Размышление: «Когда не мил родительский дом…» Практическое занятие 8: Сочинение «Я и малыши в моей семье». Всего 26 часа (теоретических -18 часов, практических – 8 часов) Блок 2 «Духовно — нравственные основы Дать теоретические и практически представления о духовны и нравственных ценностях семьи. Темы занятий: Тема 1.Нравственные ценности. Тема 2. Справедливое отношение к себе и другим. Тема 3. Правила доверия. Всего 3 часа Блок 3: «Самосовершенствование личности» Тема 1. «Искусство быть среди людей». Механизм самоутверждения. Тема 2. «Ваше место в обществе». Тема 3. «Общение: необходимость и роскошь». Тема 4. «Секреты общения». Тема5. «Правила делового общения. Тема 6. «В коллективе, через коллектив и для коллектива». Тема 7. «Без конфликтов не бывает». Курс «Утверждай себя» — 7часов Всего 36 занятий (8практических, 28теоретических) Литература: 1. Е. Д. Марьясис. А. Г. Ахвердов. Уроки семейной жизни. Ставропольское изд. 1987г. 2. Б. Никитин. Л. Никитина. Мы, наши дети и внуки. М. «Молодая гвардия» 1989 г. 3. Т. Афанасьева. Семья. М. Просвещение. 1987 г. 4. В. М. Матвеев. А. Н. Панов. Если мы вежливы…Изд. «Знание» 1988 г. 5. И. В. Гребенников. Л, В, Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М : 1997г. 6. Н. А. Алексеева. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Творческий Центр М. 2004 г. 7. Е. П. Сгибнева. Родительские собрания в школе. Практические рекомендации. Айрис Пресс. М. 2006 г. 8. Н. И. Дереклеева. Сценарии, тренинги, тесты М. «ВАКО» 2007 г. 9. Воспитание школьника,1998, №4, 2000, №8