Семейное воспитание и его влияние на адаптацию к школе детей младшего школьного возраста

Семейное воспитание и его влияние на адаптацию к школе детей младшего школьного возраста

Обучение в школе ответственный и сложный момент в жизни детей младшего школьного возраста, как в психологическом, так и физическом плане. С появлением школы у детей меняется образ жизни, ведущую деятельность сменяет учебная, а социальную ситуацию развития — система взаимодействия ребёнок-учитель. В связи с этим, одной из значимых проблем адаптации детей младшего школьного возраста является проблема приспособления ребёнка к социальной среде.

Воспитание детей младшего школьного возраста важнейшая задача современной семьи. От того, какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности. Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребёнку. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение учащихся.

Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Индивидуальной особенностью в этом возрасте может стать тревожность.

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной деятельности со стороны родителей. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребёнок учится успешно,  но родители ожидают от него большего и предъявляют к нему завышенные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные результатом учебной деятельности ребёнка, всё больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребёнка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребёнка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родные, взрослые концентрируют внимание на малейших достижениях ребёнка. Не упрекая, его за ошибки снижают уровень его тревожности тем самым, способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное                                значение:

— принимать активное участие в жизни семьи;

— находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

— иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

— уважать права каждого члена семьи на собственное мнение;

— интересоваться проблемами ребёнка, вникать в сложности, возникающие в его жизни;

— не оказывать на ребёнка давления, помогая ему тем самым принять самостоятельно решение.

Социальный педагог ГКУСО «Андроповский СРЦН» Иващенко Е.В.

Опубликовано в рубрике