Ребенок в мире без насилия.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной их которых является насилие и жестокое обращение с детьми. С каждым годом отмечается рост жертв детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения.
Многие дети и подростки постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время много детей, имеющих статус как полной, так и социальной сироты, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой. У многих детей и подростков глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении со взрослыми, обида на их безразличие, непонимание. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации.
В традиционной методике есть свои положительные результаты, но педагогам и психологам следует помнить, что стремительно изменяющиеся мировое информационное пространство требует введения эффективных технологий и методов работы с семьей и детьми,в целом с населением, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми и фактов преступных посягательств.
Эти технологии и методы смело вторгаются и у нас в реабилитационном центре на отделении социально-правовой помощи.
На подготовительном этапе педагог-психолог проводит психодиагностическую работу с семьей: проводится диагностика эмоциональной сферы ребенка, детско-родительских отношений, анкетирование и тестирование родителей:
методика «Семейная социограмма»;методика по Г.Айзенку, «Родительское отношение». Шкала АСВ (анализ семейного воспитания); методика, «Сигнал», диагностика родительства (методика Р.В.Овчаровой), анкета «Взаимоотношения в семье», анкета «Лики родительской любви», проективные методики «Рисунок семьи», «Кактус», Личностный опросник Кеттелла СРQ, характерологический опросник Леонгарда-Шмишека (детский вариант), ситуативная тревожность, самооценка психический состояний, тест Люшера, методика РАRI (опросник родительских установок). МАК «Кнуты и пряники», МАК «Окна и двери», МАК «Вид из твоего окна», МАК «Монстрики чувств», МАК «Исцеление внутреннего ребенка», МАК «Моя тень, или что я не хочу знать о себе?»
Следующий этап нашей работы – практический, и основной формой являются занятия с элементами тренинга.Специалистами отделения социально-правовой помощипроведены профилактические тренинги по предотвращению жестокого обращения с детьми: «В мире эмоций и чувств», «Два взгляда на одну историю», «Солнце любви».Такие занятия дают возможность проработать семейные проблемы, проблемы детско-родительских отношений, кроме того, на таких занятиях родители имеют возможность поделиться опытом в решении своих проблем, расширяется поведенческий репертуар родителей во взаимодействии с детьми, они психологически грамотно реагируют на проявление форм отклоняющегося поведения, чем снимают остроту проблемы.
Наш опыт работы с семьями показывает, что такие занятия могут быть очень интересными, а главное, эффективными формами работы с детьми и подростками, признанными потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, а также в работе по предотвращению ситуаций жестокого обращения в семьях.
Педагог-психолог ГКУСО
«Андроповский СРЦН» Будко Н.В.