Развитие учебной мотивации у младших школьников

Развитие учебной мотивации у младших школьников

Большинство младших школьников имеют низкую готовность и отсутствие мотивации к школьному обучению (эмоциональную, социальную, интеллектуальную).

Для этого необходимо повышать желание учиться разными способами. Процесс повышения учебной мотивации будет эффективнее, если педагоги в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы: ситуация успеха, сказкотерапия, эмоциональная атмосфера, дидактические игры, создание проблемной ситуации, дифференцированный подход и др.

Подробно остановимся на игровых методах развития и формирования учебной мотивации младшего школьника:

— метод «дидактические игры» — специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.

— метод «создание проблемной ситуации» — предполагает создание проблемной ситуации через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. Открытие каждой причины — шаг к более глубокому пониманию.

Применение метода игры в учебном процессе не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к учебным предметам.

Целенаправленное и систематическое применение игрового метода в учебном процессе укрепляет желание детей овладевать знаниями, формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов и повышает учебную мотивацию.

В работе можно использовать игру-соревнование «Небылицы в лицах» .

Цель: активизировать процесс свободного фантазирования детей.

Ход работы: Игра проводится в виде соревнования. Дети делятся на две команды. Каждая команда – это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля…

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере …….». Ребенок, у которого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере …….». Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «…….» в номере …….».

Детям очень нравится это задание. В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако, дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. В целом, этот вид деятельности показал, что детям трудно подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игровая модель повышает мотивацию к обучению и развивает творческие способности.

Социальный педагог ГКУСО «Андроповский СРЦН» Иващенко Е.В.

Опубликовано в рубрике